суббота, 10 марта 2012 г.

Вежливость может навредить.

А вы знаете, что вежливость опасна для жизни. Представьте себе, что ваш друг или подруга неудачно постриглись. И что же Вам ответить на вопрос по поводу нового образа. Если ответить прямо и честно, то можно просто обидеть человека. Поэтому, скорее всего ваш ответ будет звучать так: «весьма оригинально» или «очень необычно и смело». В данном случае вежливость помогает избежать острой, конфликтной ситуации. Умение      обходительно разговаривать незаменимо для современного культурного человека. Однако, в новом социологическом исследовании, опубликованном в октябрьском номере журнала, который посвящен вопросам психологии и медицины, утверждается, что в определенных житейских ситуациях подобная вежливость может привести к довольно страшным последствиям.


- Когда мы проводили исследование, мы вовсе не хотели легализовать всеобщую грубость. Вежливость необходима в общении между людьми, без нее невозможно установить контакт. Но есть определенные ситуации, когда она может лишь навредить", - говорится в статье из журнала Current Directions in Psychological Science. Французские психологи говорят, что тактичность затмевает истинный смысл высказывания,  то есть доносит до собеседника ложную информацию, что создает серьезные проблемы в общение между людьми. Иногда бывает сложно отличить истину от простой обходительности и непонятно, как реагировать на подобное сообщение. Обычно культурный  человек прибегает к помощи вежливых формулировок в тех случаях, когда он сообщает факты, которые могут обидеть, смутить или указать на недочеты кого-либо. Причем, чем чувствительнее может оказаться правдивая информация, тем скорее вежливость будет пущена в ход. Но в жизни случается ситуации, связанные с риском для жизни, когда обходительные манеры могут лишь навредить. Например, диспетчер, управляющий посадкой самолета в экстремальных условиях, или врач, консультирующий тяжелобольного пациента, не могут тактично сказать, что "все хорошо". Они просто обязаны предоставить ясную и четкую информацию относительно текущего состояния дел. Также обстоят дела и с корпоративной этикой. Когда работники не хотят ставить свое начальство и коллег в неловкое положение, и поэтому не решаются указывать на их ошибки или неразумные решения. Даже в тех случаях, когда речь идет на самом деле о плохом исполнении своих служебных обязанностей. Так значит ли это, что всегда надо говорить правду и только правду прямо в глаза? Как говориться, невзирая на чины и звания. Психологи предлагают лучше прислушиваться к высказываниям собеседника. Зачастую понятно по интонации, когда "включается" вежливость. Нужно уметь распознавать эти сигналы и соответственно на них реагировать. Особая интонация должна применяться и тогда, когда мы строим фразу. Мы должны дать понять, что наша цель – не обидеть человека, а сказать правду. Информация не будет искажаться, а тактичная форма будет свидетельствовать о позитивном настрое. Тогда ваш собеседник не будет считать себя оскорбленным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий